Эксклюзив
31 июля 2014
7684

Всеволод Осипов: Северный флот ожидает серьёзное пополнение

В целях обеспечения стратегических интересов и национальной безопасности России в Арктической зоне в соответствии с решениями руководства страны в последнее время происходит значительное укрепление военного потенциала России в этом регионе. В первую очередь, это проявляется в развитии Северного флота, который выступает как фактор сдерживания возможных угроз для России в Арктике.

В ближайшее время Северный флот ожидает серьезное пополнение. Как информирует пресс-служба флота, до 2020 года он примет на вооружение шесть атомных и неатомных субмарин, два больших десантных корабля, эскадренный миноносец нового типа, пять фрегатов, пять базовых тральщиков и 21 судно обеспечения. "Северный флот будет обладать беспрецедентными возможностями по защите национальных интересов России как в Арктике, так и других районах Мирового океана", - сообщает пресс-служба.

Яркое подтверждение тому - 27 июня, в День Военно-Морского Флота России в Северодвинске, на "Севмашпредприятии", входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), заложили три атомных подводных лодки - "Князь Олег" в цехе N 55, "Красноярск" и "Хабаровск" - в цехе N 50.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) "Князь Олег" - второй корабль модернизированного проекта 955М ("Борей-А") и пятый во всей серии проекта 955 ("Борей").

Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) "Красноярск" стала третьей, строящейся по модернизированному проекту 885М ("Ясень-М"), и четвертой во всей серии проекта 885 ("Ясень").

В церемонии закладки подводных кораблей приняли участие Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, Заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, Президент ОСК Алексей Рахманов, Заместитель Главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук, генеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин" (разработчики проекта "Борей") Игорь Вильнит, генеральный директор Морского бюро машиностроения "Малахит" (разработчики проекта "Ясень") Владимир Дорофеев, Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов, Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова.

- В России идет обновление всей группировки атомного стратегического подводного флота страны, обновление ядерного щита России. На "Севмаше" и "Звёздочке" для этого есть всё: человеческий, производственный потенциал. В кратчайшие сроки мы должны оснастить флот современной надежной мощной боевой техникой, - сказал на церемонии закладки Дмитрий Рогозин.

Эти АПЛ относятся к четвертому поколению и, как говорят судостроители, станут концентрацией уникальных новейших российских разработок в области военного вооружения, технических и радиоэлектронных комплексов, главных энергетических установок. "Разработанные нашими конструкторами проекты уникальны, сегодня им нет аналогов в мире. Реализация проектов позволит вывести отечественный Военно-Морской флот на новый уровень", - отметил Замминистра промышленности и торговли Андрей Дутов. Именно эти подводные лодки составят основу ядерной морской мощи России на ближайшие десятилетия.

Замминистра обороны Юрий Борисов рассказал, что в рамках действующей программы вооружений до 2020 года на "Севмаше" должно быть построено восемь стратегических "Бореев" и семь многоцелевых АПЛ "Ясень".

- Оборонный контракт на строительство кораблей на "Севмаше" наполнен реальными средствами, деньги будут поступать в срок и в достаточных объёмах для того, чтобы строительство кораблей было завешено в оговорённые сроки, - подчеркнул Юрий Борисов.

Генеральный директор предприятия Михаил Будниченко пояснил, что часть корпусных конструкций обоих кораблей уже изготовлена, и сборка новых подлодок на стапелях "Севмаша" будет вестись быстрыми темпами. По его словам, предприятие давно не имело столь напряженной и стабильной загрузки в рамках гособоронзаказа.

Важно отметить согласованную позицию заказчика субмарин - Минобороны России и судостроителей "Севмаша" по выполнению взаимных обязательств. Ведь строительство первых подводных лодок проектов "Борей" и "Ясень" сопровождалось как перебоями с финансированием, так и техническими сложностями, как это нередко бывает с головными кораблями в серии.

Главный долгострой - первый "Борей" "Юрий Долгорукий". Он был передан Северному флоту спустя 17 лет после закладки в ноябре 1996 года. На сбои в графике повлияла нехватка денег и ряд изменений в проекте, а также неудачи у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса "Булава".

Вторая АПЛ в серии - "Александр Невский" - была заложена в 2004 году, принята на вооружение в декабре 2013 года, сейчас несет службу на Тихоокеанском флоте.

Третий АПК проекта "Борей", получивший название "Владимир Мономах", был заложен в 2006 году, в настоящее время проходит испытания и должен быть поставлен на вооружение не позднее декабря 2014 года. Строительство (на стадии монтажа оборудования) четвертого - "Князь Владимир", заложенного в июле 2012 года, ведется уже по модернизированному проекту 955М ("Борей-А"). Именно он полностью раскроет потенциал АПЛ четвертого поколения.

"Владимир Мономах" несколькими днями ранее как раз вернулся из полигона в Белом море, завершив первый этап государственных испытаний. Во время выхода в море проводилась проверка систем и механизмов корабля на соответствие техническим характеристикам.

Михаил Будниченко, подводя первые итоги выхода подводной лодки в море, сказал: "Испытания корабля проходили в штатном режиме. Несмотря на большое количество автоматики, внедренной на АПЛ, системы отработали в строгом соответствии с заданной программой. Экипаж корабля и сдаточная команда успешно провели первый этап государственных испытаний и готовы к дальнейшей работе в море".

До конца лета и осенью кораблю и сдаточной команде предстоит еще несколько выходов в море. Обязательный пункт программы - контрольный пуск "Булавы".

Гендиректор "Севмаша" на перспективы "Владимира Мономаха" смотрит с оптимизмом и даже обозначил дату - 10 декабря, когда должен быть подписан приемочный акт. Учитывая, что в нынешнем декабре предприятие отмечает свое 70-летие, лучший способ отметить юбилей - передать точно в срок боеготовый корабль и заложить новый.

Что касается многоцелевых АПЛ проекта "Ясень", то здесь также вначале не все было гладко. Головная лодка - "Северодвинск" была заложена в декабре 1993 года, а в 1996 году строительство было остановлено и возобновилось только в 2004 году. В сентябре 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания, вместе с доработкой продолжавшиеся два года, соответственно, сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно испытывались и дорабатывались ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр", что тоже повлияло на сроки. В декабре 2013 года был подписан приёмочный акт, а 17 июня 2014 года АПЛ принята в состав Северного флота.

В эти же дни (28 июля) "Северодвинск" вышел из Североморска в полигоны боевой подготовки в Белом море. Гендиректор "Малахита" Владимир Дорофеев на церемонии закладки "Красноярска" выразил уверенность, что "Северодвинск" к концу нынешнего года завершит опытную эксплуатацию, и ее экипаж сможет заступить на полноценную боевую службу без каких-либо ограничений.

Вторая и третья подводные лодки - "Казань" и "Новосибирск" - были заложены соответственно в июле 2009 года и в июле 2013 года по модернизированному проекту 885М ("Ясень-М"). В настоящее время "Казань" готовится к началу электромонтажных работ, у "Новосибирска" завершается формирование прочного корпуса.

Таким образом, с учетом АПЛ, заложенных 27 июля, сейчас в стапельных цехах "Севмаша" на разных стадиях строительства находятся два ракетных крейсера проекта "Борей-А" и три многоцелевые АПЛ проекта "Ясень-М". Еще одну лодку здесь планируют заложить в декабре, а в 2015 году - пять: два стратегических ракетоносца и три многоцелевых АПЛ - такое заявление сделал в эти дни генеральный директор верфи Михаил Будниченко.

В конце праздничного дня о закладке на "Севмаше" трех новых АПЛ Михаил Будниченко, Юрий Борисов и Дмитрий Рогозин в режиме видеоконференции доложили Президенту России и Верховному главнокомандующему Владимиру Путину, который участвовал в праздновании Дня Военно-Морского флота в Североморске и находился на борту тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

СПРАВОЧНО

АПЛ класса "ракетный подводный крейсер стратегического назначения" четвертого поколения проекта 955 ("Борей") имеют двухкорпусную конструкцию; длина - 170 м; максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн; скорость подводного хода - 29 узел; глубина погружения - до 400 м; автономность - 90 суток; экипаж - 107 человек. При их строительстве применены современные достижения, улучшающие гидродинамику корпуса и значительно снижающие шумность. Основное вооружение - новый ракетный комплекс "Булава" (16 ракет). "Борей-А" будет отличаться от базового проекта пониженным уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более современными средствами связи, обнаружения. В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. Именно эти подводные лодки составят основу ядерной морской мощи России на ближайшие десятилетия.

Многоцелевые атомные подводные лодки четвертого поколения проекта 855 ("Ясень") - полуторакорпусные, с пониженным уровнем акустического поля за счет специального покрытия; длина - 119 м; максимальное подводное водоизмещение - 13,8 тысяч тонн; скорость подводного хода - 31 узел; глубина погружения - до 600 м; автономность - 100 суток; экипаж - 90 человек. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты типа "Оникс" и "Калибр" класса "корабль-корабль" и "корабль-земля", а также универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды (боезапас - 30 штук). Ракеты смогут поражать цели на земле на расстоянии почти 1,5 тысячи километров. От базового проекта модернизированные "Ясень-М" отличаются обновленным оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности. Важным аспектом проекта "Ясень-М" является также отказ от использования поставщиков оборудования из республик бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий.

Следует еще добавить, что в канун Дня ВМФ там же, в Северодвинске, корабелы Центра судоремонта "Звездочка" вывели из эллинга морской транспорт вооружения "Академик Ковалев". Наряду с закладкой новых атомных субмарин это событие также немаловажное.

Во-первых, потому, что корабль построен на верфи, которая специализируется на ремонтах и модернизации атомных подводных лодок и занимается утилизацией списанных АПЛ. А тут - новый надводный транспорт специального назначения, причем построенный менее чем за три года. Генеральный директор предприятия Владимир Никитин подчеркнул на церемонии закладки, что тем самым "Звездочка" запускает у себя новое наукоемкое производство.

Во-вторых, это яркое подтверждение комплексного развития Военно-Морского флота России в современных условиях. Новые атомные подводные лодки четвертого поколения, о которых говорилось выше, нуждаются в соответствующей современной инфраструктуре в местах постоянного базирования на Северном и Тихоокеанском флотах. Именно такие специальные суда, как "Академик Ковалев" и подобные ему, призваны выполнить эту функцию.

На церемонии Заместитель Главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук отметил, что "строительство новых военных надводных кораблей и подводных лодок будет сопровождаться обновлением состава судов обеспечения, которым отведена задача максимально эффективно обеспечивать действия корабельных группировок в море".

После спуска на воду на корабле продолжатся достроечные работы - отделка внутренних помещений, завершение монтажных, электромонтажных и окрасочных работ, проведение швартовных испытаний. Осенью "Академик Ковалёв" выйдет в море для проведения приёмо-сдаточных испытаний, а до конца 2014 года он должен быть передан ВМФ и войти в состав Тихоокеанского флота.

СПРАВКА

Транспорт вооружения "Академик Ковалев" (проект 20180ТВ, разработчик - ЦМКБ "Алмаз") - судно усиленного ледового класса, предназначенное для погрузки, выгрузки и транспортировки образцов вооружения, в том числе ракет и торпед в ядерном снаряжении. Его длина - 107,6 м; полное водоизмещение - 6300 тонн; экипаж - 60 человек. Судно оборудовано специальными кранами, способно принимать вертолеты морского базирования. При строительстве судна использованы новые отечественные технологии военного кораблестроения, позволяющие поднять на новый качественный уровень задачи автоматизации процессов погрузки и транспортировки оружия.

Судно развивает концепцию морского спасательного буксирного судна "Звёздочка", которое было построено на северодвинской верфи и передано ВМФ в 2010 году.

Сейчас на стапелях завода строится третья единица проекта - спасательное буксирное судно "Академик Александров". Ввод его в эксплуатацию запланирован на 2016 год.

Источник: Российский институт стратегических исследований
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован