01 февраля 1995
2006

Вячеслав Игрунов: Медовый месяц в российско-украинских отношениях так и не наступит...

15-16 октября в Киеве проходила конференция "Создание стабильной системы безопасности и сотрудничество в новой Европе", организованный международным Институтом исследований Востока и Запада. Сама по себе конференция была достаточно представительной, в ней принимали участие министры и заместители министров, советники президентов и другие влиятельные государственные особы из большинства стран бывшего Союза и советского блока. Однако наиболее примечательной мне показалась атмосфера, в которой проходил форум.
С вступительным словом выступил Геннадий Удовенко, министр иностранных дел Украины, назначенный президентом Кучмой. Эта речь была тонирована довольно явственными антироссийскими красками. Впрочем, можно было допустить, что легкий антироссийский оттенок был привнесен лишь для того, чтобы потрафить публике, которая в большинстве своем не скрывала своего отношения к "имперскому" соседу. Возможно поэтому один из российских участников, советник президента Андраник Мигранян задал господину министру вопрос о будущем российско-украинского стратегического сотрудничества, о котором говорил Леонид Кучма во время президентской кампании. Смысл ответа был достаточно определенным: "стратегическое сотрудничество" - термин, придуманный не в Киеве, а в Москве, но Украина готова к стратегическому сотрудничеству, которое она понимает как помощь, оказываемую Россией, равно как и США или Польшей, Украине в тяжелый момент ее исторического развития.
Что ж, это уже больше походило на декларацию решительного поворота в политике президентской команды. Этот поворот заметен во всем: в назначениях министров, в забвении обещания придать статус официального русскому языку - которое, кстати, сыграло ключевую роль в победе Кучмы над Кравчуком, - в поведении самого президента. Говорят, президент, который и сам не слишком свободно владеет украинским языком, проявляет недовольство, когда его сподвижники на рабочих совещаниях пытаются переходить на русский язык, чтобы точнее изложить свою мысль: демонстрация преданности державному этносу оказывается важнее существа дела даже не на трибуне, а в узком кругу. Некоторые шаги президента просто поражают: и.о. министра культуры назначен (и, видимо, будет утвержден министром) господин Яковина, еще недавно выдвигавшийся в Верховный Совет Украины Конгрессом украинских националистов. Нетрудно предположить, что - при таком варианте - станет с обещаниями придать официальный статус русскому языку, с надеждами на смягчение украинизаторской политики в системе народного образования, да и с иными обещаниями, принесшими Кучме победу на выборах.
Все это свидетельствует о том, что объективные тенденции в становлении новой государственности слишком сильны, чтобы их можно было корректировать, опираясь на предвыборные обещания. Референтной группой для президента все более и более будет становится активная национальная оппозиция. И потому, что русскоязычное население относительно менее активно, и потому, что, находясь в Киеве, президент испытывает давление национально ориентированной бюрократии, и потому, что сближение с Россией ощущается, как угроза утраты политической самостоятельности.
В этом же направлении действует и конкуренция с председателем парламента Александром Морозом, который стремится к упразднению президентской республики и который недвусмысленно стремится к обретению Украиной статуса великой державы. Это Александру Морозу принадлежат верные, но уж как-то резко звучащие слова: кто не сожалеет о случившемся (распаде Союза- В.И.), тот не имеет сердца, кто желает возврата к прошлому, не имеет головы. Это Александр Мороз один из первых, вместе с Вячеславом Черноволом подталкивал Украину к обретению статуса ядерной державы. Позиция Алесандра Мороза может оказаться настолько сильной, что в период рыночной реформы, на которую президент Кучма, кажется, вполне решился, вокруг него может сплотиться не только социалистическо-коммунистическая, но и националистическая оппозиция. Тогда восстановление советской власти может вновь встать на повестку дня. Вряд ли украинскому президенту улыбается перспектива расстреливать свой парламент, как это сделал его российский коллега.
Может быть, поэтому в президентском окружении решили, что Кучма вполне может снискать лавры защитника нации, как это удалось Кравчуку. Может быть, поэтому Кучма решил включиться в соревнование за голоса националистов - и уже не только Черновол (недавний организатор сопротивления кандидату в президенты Леониду Кучме) похваливает нового президента, но Кравчук вторит ему, а в президентских структурах приобретают силу недавние оппозиционеры-радикалы.
Что же будет, если Кучма всерьез попытается реализовать объявленную программу реформ? Ведь упадок переживут прежде всего старые промышленные районы, где доминирует русскоязычное население, а выход из экономического штопора должен наметиться прежде всего в сельскохозяйственных областях, населенных, по преимуществу, украинскими крестьянами. Поддержка или неподдержка реформы опять расколет Украину по культурно- языковой границе.
Возможно, ситуация в Крыму также оттолкнет от президента часть русскоязычного населения, даже в том случае, если он и не станет разгонять Верховный Совет Крыма, ибо раньше или позже ответственность за ситуацию в автономной республике ляжет на исполнительную власть Украины. Нереализовавшиеся особые отношения между Россией и Крымом, безусловно, не ослабят пророссийских настроений, особенно при реализации рыночных преобразований, а Кучма вынужден будет проводить жесткую украинскую линию, как в отношении Симферополя, так и в отношении Севастополя.
Именно поэтому можно полагать, что медовый месяц в российско-украинских отношениях так и не наступит, а реальное сотрудничество в направлении интеграции может стать результатом не горячих объятий Кучмы с Черномырдиным или Ельциным, а последовательной и настойчивой политики. Тем более удивительно, когда высокопоставленные российские деятели делают головокружительно безответственные заявления. Господин Затулин, например, заявил в Киеве, что теперь, после победы Кучмы, Россию и Украину ожидает стратегическое партнерство и поэтому Россия заинтересована в моратории на вывоз ядерных ракет с Украины, чтобы в ядерном клубе у нас было два голоса. Предсказанный, а теперь уже и очевидный пересмотр предвыборных обещаний, свидетельствует в пользу того, что столь сомнительные заявления российских политиков могут не только дискредитировать Россию в глазах западных партнеров, но и привести к серьезным осложнениям в двусторонних отношениях.
Сегодня, более, чем когда либо, Россия нуждается в трезвой, а не романтической оценке ситуации, причем, не только на Украине, но и в Белоруссии, где также есть основа для пересмотра обещаний, унаследованных с президентских выборов, но и в Казахстане, где за интеграционистской фразеологией кроются окрепшие интересы национального суверенитета. Российские политики должны осознать, что интеграция, которой так жаждут миллионы избирателей в постсоветских странах и которая может стать основным требованием на следующих президентских выборах в России, не может больше откладываться, но и не может быть следствием идеологического подхода, а должна опираться на систематический подсчет возможностей и разработку альтернатив.
Следовательно уже сейчас курс на интеграцию должен стать приоритетным направлением в работе как законодательной, так и исполнительной властей России.

1994г
http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-bibl/archive/sketch/vchk-cat-bibl-sketch-honey_moon.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован